#Самые необычные корабли

Шедевры на воде: речной флот королей Сиама

Сергей Балакин

Команда гребцов королевской «речной кареты» за работой. Фото: Bangkok Barge Museum
Речной флот сиамских королевских лодок – это уникальная страница в истории мирового судостроения. Нынешний Таиланд – страна с огромным количеством рек, озёр, искусственных водоёмов и каналов, прорытых для орошения рисовых полей. Особую роль здесь на протяжении веков играла река Чао Прайя, на берегах которой сейчас стоит столица страны Бангкок. Чао Прайя (традиционное название, хотя правильнее Тяупхрая) вместе с каналами и притоками была главной транспортной артерией, важным средством коммуникаций - более важным, чем дороги. Соответственно, и главным видом транспорта являлся речной флот - баржи и всевозможные лодки, которыми пользовались представители всех сословий, от бедняков до знати. Примерно как в Венеции.
Самые роскошные суда, разумеется, были у королевской семьи. А их парады – очень древняя традиция, существующая с начала XIV века. Ещё с эпохи расцвета древней столицы Аюттхайи королевские лодки были неотъемлемой частью официальных церемоний, различных торжеств и религиозных обрядов.
Первыми европейцами, увидевшими грандиозный речной парад, стали, скорее всего, посланцы Людовика XIV, прибывшие в Сиам в 1684 году с официальным визитом. По их возвращении появились и первые изображения сиамских королевских лодок – слегка утрированные, но в целом дающие хорошее представление об этих экзотических судах.
Листать галерею:
Большое внимание речным парадам и церемониям уделял король Рама I, основатель династии Чакри, правивший с 1782-го по 1809 год. При нём гребные лодки превратились в подлинные произведения искусства. Обязательными элементами декоративного украшения судов стали ажурная резьба, росписи, позолота, скульптурные изображения мифологических существ из буддийского эпоса. Росла и численность речного флота. В середине XIX века в королевских процессиях участвовало до 270 судов, на которых находилось более десяти тысяч гребцов.
Лодка «Anantanakkharat» с семиглавым богом - королём змей Нагом на носу, 1865 г. Фото: John Tomson
Лодка «Anantanakkharat» с семиглавым богом - королём змей Нагом на носу, 1865 г. Фото: John Tomson
Лодки строились по стариной технологии, свойственной многим народам мира. Нижняя часть корпуса выдалбливалась из ствола дерева, потом к ней наращивались борта. В качестве материала использовались тик или такьян, древесина которых почти не поддаётся гниению. Подводная часть корпуса снаружи обжигалась, а затем корпус покрывался лаком на основе смолы, добываемой из коры того же такьяна. Построенные по такой технологии лодки часто служили по сто лет и более. Кстати, лодками их называть не совсем корректно: длина судов иногда достигала почти 50 метров, и в них размещались более 60 гребцов. То есть длина их корпуса примерно соответствовала русскому парусному фрегату 44-пушечного ранга!
Сиамские королевские лодки. Открытка начала ХХ в.
Парады и шествия королевских лодок на реке Чао Прайя проводятся и в наши дни. В распоряжении королевской семьи есть 52 судна, которые хранятся на берегу как музейные экспонаты, но для торжественных церемоний время от времени спускаются на воду. Каждая из этих лодок – настоящий шедевр деревянного судостроения и декоративного искусства.
Перед началом парада королевских лодок. Фото: Wikimedia
Перед началом парада. Экипаж лодки совершает ритуал в честь Маэ Я Нанг, женского духа, который, как считается, обитает в каждой лодке. Фото: Wikimedia
Флагман королевской флотилии - лодка «Suphannahongsa» («Золотой лебедь»), построенная в 1911 году. Её корпус длиной 46,15 м сделан из цельного ствола гигантского тикового дерева и считается крупнейшим в мире долблёным судном-однодревкой. Весь корпус «Лебедя» покрыт великолепными позолоченными узорами и яркой мозаикой, а его нос украшает голова мифической птицы Хонгса. Экипаж лодки состоит из 50 гребцов, двух кормчих, четырёх офицеров, капитана и барабанщика-«хранителя ритма», задающего темп гребцам.
Королевская лодка «Золотой лебедь». Фото: Wikimedia
Королевская лодка «Золотой лебедь». Фото: Wikimedia
Носовое украшение лодки «Золотой лебедь» – голова мифической птицы Хонгса. Фото: Wikimedia
Впечатляет и лодка «Anantanakkharat» («Ананта, король змей»). Она построена в 1914 году, имеет длину 44,85 м и украшена впечатляющей скульптурой из семи мифических змей, покрытых искусной резьбой.
Лодка «Ананта, король змей». Фото: www.bangkokpost.com
Семиглавый бог - король змей Наг на носу лодки «Anantanakkharat». Фото: Bangkok Barge Museum
У каждой лодки есть собственное имя, зачастую по-восточному вычурное. Например, «Anekkachatphuchong» - «Разнообразие змей», «Krut Tret Traichak» - «Путешествие Гаруды через три мира», а «Narai Song Suban HM King Rama IX» вообще претендует на самое длинное название, которое когда-либо несло судно на своём борту. Оно переводится вроде как «Бог Нараяна в судьбе Его Величества короля Рамы IX». (По длине ним может поспорить разве что наш «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов»!). Между прочим, «Разнообразие змей» при длине корпуса 45,67 м располагает самой многочисленной командой гребцов – 61 человек.
Лодка «Разнообразие змей». Фото: Bangkok Barge Museum
Лодка «Бог Нараяна в судьбе Его Величества короля Рамы IX». Её носовая скульптурная композиция - Вишну, сидящий верхом на Гаруде. Фото: Bangkok Barge Museum
Носовая фигура лодки «Путешествие Гаруды через три мира», конечно же, изображает священную птицу Гаруда. Фото: Wikimedia
Лодка «Sukrip Khrong Mueang» (перевод названия найти не смог). Обратите внимание на погонную пушку под носовой фигурой. Фото: Wikimedia
Уникальная флотилия церемониальных судов хранится в Музее королевских лодок в Бангкоке, однако хорошее представление об этих судах даёт и другой музей – военно-морской в городе Самутпракане. В его экспозиции – отлично выполненные крупномасштабные модели, занимающие весь первый этаж. Все вместе они изображают процессию короля Рамы VI и его свиты.
Модели королевских лодок и коллекция носовых фигур в морском музее в Самутпракане (листать галерею):
Отлично проработанный декор моделей лодок. Фото автора
Ещё один экспонат музея в Самутпракане: подлинная носовая секция лодки для дам - представительниц королевской фамилии эпохи монарха Рамы IV (1851-1868 гг.). Фото автора
В наши дни королевские лодки считаются национальным достоянием Таиланда. Их изображают на открытках, плакатах, дензнаках, почтовых марках.
Почтовая марка с изображением лодки «Золотой лебедь»
Банкнота с изображением лодки «Ананта, король змей»
Плакат с изображением королевских лодок. Здесь же приведены их мудрёные названия
Королевская лодка «Золотой лебедь» на реке Чао Прайя в Бангкоке. Фото: wallpapers.com

#КОРОЛЕВСКИЕ ЛОДКИ #НОСОВЫЕ ФИГУРЫ #МОРСКОЙ МУЗЕЙ #БАНГКОК #САМУТПРАКАН #ТАИЛАНД #СИАМ

#СТАТЬИ

О моряках и морской истории, кругосветных плаваниях, кораблях и сражениях, великих открытиях, традициях, загадках и легендах Океана.

Показать больше